1.
Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции
философии.
Ф.
- продукт духовного развития человечества и особая форма общественного
сознания, мера цивилизованности общества. Выдающийся французский мыслитель Рене
Декарт был убеждён, что только философия
отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен
и образован, чем лучше в нём философствуют. Ф. возникла на социальном переломе,
обусловленном переходом от варварства к цивилизации(6 в. до н.э. в Др.Индии,
Др.Китае, Др.Греции). В те далекие времена произошло общественное разделение
труда, утвердилась моногамная(с одним браком) семья, появились
антагонистические(сопернические) классы и государство. Более разнообразными
становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенствуется
искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных
отношениях и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззрении
людей.
Ф.
(с греческого любомудрие, видение истины) - наука о наиболее общих законах
развития природы, общества, и человеческого мышления.
Предмет Ф. можно выделить только условно, потому что
нельзя точно определить, что изучает философия, так как философия изучает всё.
Я условно выделил 3 предмета философии:
·
Человек
·
Окружающий человека мир
·
Взаимосвязь мира и человека
Структура Ф.(точно не определена):
·
онтология (учение о бытии,
решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком)
·
гносеология (учение о познании, решаются
проблемы познания мира)
·
аксиология (всеобщая теория
ценностей, решаются проблемы познания человека в мире и в обществе)
Основные
функции Ф.:
·
!мировоззренческая (способность
философии выступать основой мировоззрения)
·
гносеологическая (способности
философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности
человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания)
·
методологическая (способности
философии выступать в роли учения о методах познания и преобразования
действительности)
·
идеологическая (способности
философии фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп
общества)
·
интегративная (способность
философии обобщать накапливаемое человечеством знание, систематизирует и
интегрирует его в единую систему)