36. Мышление и язык. Уровни и
формы познания. Взаимосвязь чувственного и логического. (познание частично
совпадает с мыслительным процессом, но я на всякий продублировал)
Мышление – это обобщенное и
опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и
отношениях. Оно характеризуется рядом особенностей.
Первая особенность выражается в
опосредованном характере отражения. Мыслительная деятельность человека
опосредована его знаниями, личным опытом и опытом человечества. Подавляющим
большинством открытий, совершенных с помощью мышления, мы пользуемся каждый
день. Найденные другими людьми законы, а также их личный опыт являются ключом к
решению многих проблем.
Вторая особенность мышления
заключается в обобщенном характере мыслительной деятельности. Мы воспринимаем
единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы
мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем. Для решения каждой
конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, правила, законы и т. д.
Особенностью зрелого мышления является движение мысли от общего к единичному и
наоборот. Обобщение единичного и применение общих законов – важнейшая
особенность мышления. Возможность обобщенного познания обеспечивается тем, что
мышление человека отражает окружающий мир не только в образной, но и в
словесной форме.
Третья особенность мышления – связь
его с языком и речью. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче
мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем
отчетливее становится сама мысль. Связь мышления с языком и речью обнаруживает
социальную природу мышления. Познание предполагает преемственность знаний,
приобретенных в процессе мышления. Эта преемственность возможна в случаях
фиксации, сохранения и передачи полученных знаний. Сохранение возможно
благодаря фиксации с помощью языка. Усвоение знаний требует мыслительной
деятельности. Таким образом, мыслительная деятельность необходима и для
усвоения, и для создания знаний.
Четвертой особенностью мышления является
проблемный характер. Мыслительная
деятельность начинается там, где человек встречается с чем-то новым, неизвестным, т. е. с
проблемной ситуацией. Для возникновения мыслительного процесса необходимы
умение отделить новое от известного и стремление познать это новое. Потребность
в познании побуждает человека искать ответ на вопрос. Ясность искомого
выражается в гипотезе. Формулирование гипотезы позволяет человеку предусмотреть
направление деятельности и возможные результаты. Важную роль в стимулировании мыслительной деятельности имеют чувства
(особенно чувства нового, удивления) и интересы человека, которые совместно со
знаниями способствуют возникновению идей, помогают преодолевать трудности,
возникающие в процессе деятельности. Осознав проблему и сформулировав гипотезу,
человек начинает решение задачи, которое осуществляется с помощью мыслительных
операций – анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования,
обобщения и конкретизации.
Мыслительный процесс основывается на
оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями.
Понятие – форма мышления, отражающая
существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности,
признаков, общих для всех предметов, входящих в него. Любое понятие относится к
группе сходных предметов. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и
общие. Они выражаются словом. Легче овладеть словом, чем понятием, и часто
владение словом маскирует невладение понятием. Содержание понятий раскрывается
в суждениях.
Суждение – отрицание или утверждение
чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные,
ложные, предположительные. В них человек высказывает свое мнение о чем-либо.
Если человек хочет убедить себя или других, он начинает рассуждать, делать
умозаключения.
Умозаключение – это серия логически
связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают
трех видов: индуктивные (предполагают вывод частного суждения из общего),
дедуктивные (вывод общего суждения из частных), по аналогии (основывается на
схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается
вывод о возможной схожести и по другим признакам).
Различают умозаключения двух основных
видов:
1.
индуктивные (индукция)
2.
дедуктивные (дедукция).
Индукция есть умозаключение от
частных случаев (т. е. от частных суждений) к общему положению (к общему
суждению). Например, после того как установлено, что электропроводностью
обладают и железо, и медь, и алюминий, и платина, и т. д., становится возможным
обобщить все эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: «Все
металлы электропроводны».
Дедукция, наоборот, есть
умозаключение от общего положения (суждения) к частному.
По типу решаемых задач (их связи с
практикой) и вытекающих отсюда особенностей мыслительной деятельности различают
практическое и теоретическое мышление.
Практическое мышление направлено на
подготовку к физическому преобразованию действительности. К нему можно отнести
наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Теоретическое мышление направлено на
выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные
понятия или ситуационные, житейские обобщения. К нему относят
словесно-логическое или абстрактное мышление, осуществляемое с помощью
логических операций с понятиями.
В зависимости от степени
оригинальности и новизны продукта (результата мыслительной деятельности)
выделяют творческое и воссоздающее мышление. Творческое мышление
характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения,
воссоздающее – меньшей продуктивностью.
В зависимости от структуры
мыслительного процесса, степени его осознанности и временных характеристик
выделяют аналитическое (логическое) и интуитивное мышление.
Индивидуальные различия в
мыслительной деятельности могут быть обусловлены качествами ума:
самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, оригинальностью.
Кроме того, выделяют
индивидуально-своеобразные типы мышления. Так, К. Г. Юнг по характеру мышления
отмечает интуитивный и мыслительный тип людей. Интуитивный характеризуется
преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного
мозга. Мыслительному типу свойственны рациональность, логичность и преобладание
левого полушария над правым.
И. П. Павлов выделял художественный
и мыслительный типы людей в зависимости от доминирования первой или второй
сигнальной системы.
К индивидуальным особенностям
мышления относится и предпочтение использования определенного его вида
(наглядно-образного, словесно-логичекого и т. д.), а также индивидуальные стили
мышления: синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический и
реалистический.
Синтетический стиль проявляется в
стремлении комбинировать несходные, часто противоречивые идеи, взгляды,
позиции, обобщать и теоретизировать.
Аналитический стиль обнаруживается в
ориентации на систематическое рассмотрение проблемы, разработке детальных
планов, привлечении большого количества информации, его анализе и
систематизации.
Прагматический стиль отличается
опорой на непосредственный личный опыт, использованием доступной информации и
стремлением как можно скорее получить конечный результат.
Идеалистический стиль
характеризуется склонностью к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления
детального анализа проблем.
Реалистический стиль отличается
конкретностью, ориентацией на признание
фактов и получение конкретных результатов.
Индивидуальный стиль мышления влияет
на способы решения проблем и поведение.
Совершающийся на основе
совместной практической деятельности процесс сознательного общения между
людьми осуществляется через речь. Поэтому общественный характер человеческого
сознания определяется единством речи и сознания.
Благодаря речи индивидуальное
сознание каждого человека не ограничивается личным опытом и собственными
наблюдениями, а посредством языка обогащается результатами общественного опыта.
Таким образом, благодаря речи наблюдения и знания всех людей становятся
достоянием каждого. Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая
его доступным для различных воздействий.
Основная функция сознания — это
осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим
образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их
сначала в их единстве, — это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины,
и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.
Речь – это сложившаяся исторически форма общения
человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием
естественного языка.
Язык – это система знаков, способ передачи
социального опыта. Язык существует и реализуется через речь
Позна́ние — совокупность процессов,
процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях
объективного мира.
Чувственное познание. Возможности
чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны
для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств.
Основные формы чувственного познания:
Ощущения – информация, получаемая от
отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют
человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в
дальнейшем подвергается интерпретации.
Восприятие – чувственный образ
предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов
чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.
Представление – чувственный образ
предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию.
Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.
Воображение как форма познания – способность
комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и
нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной.
Рациональное познание. Основные
формы:
Понятия обозначают предметы,
свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая
рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.
Суждения в своей структуре
обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и
предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или
группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является». К субъекту, как
правило, прилагается квантор («все», «некоторые»). С точки зрения логики все
невопросительные предложения – это суждения.
Умозаключения – это такая форма
мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее
новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды
умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится
одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает
100% верного результата.
Гипотезы – это предположения, очень
важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
Теория – стройная система понятий,
суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности
фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность
которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими
стандартам научности.
При рассмотрении чувственной и
рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения
истинности наших знаний, о соотношении веры и разума или же чувственного и
рационального в познании. В зависимости от решения этого вопроса выделяют 2
направления.
Сенсуализм (эмпиризм) утверждает,
что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной
достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты
только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом. Эта позиция
получила свое отражение в работах логических позитивистов (принцип верификации
– необходимость опытного подтверждения рациональных знаний).
Рационализм – точка зрения, согласно
которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом.
Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства
поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута
только разумом.
Однако это крайние позиции.
Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают
друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно
чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны,
рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку
чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между
действительностью и разумом, является для разума «пищей». На уровне человека
эти формы познания влияют друг на друга. Возможности чувственной формы познания
сказываются на возможностях рационального познания, существуют пределы органов
чувств человека, которые ограничивают поток информации. Но рациональное
познание до определенной степени способно выходить за рамки чувственного
познания, во многом это осуществляется с помощью дополнительных средств,
созданных человеком. С другой стороны, возможности чувственного восприятия
существенно обусловлены разумом. Разум расширяет возможности фиксации различий,
воспринимаемых нашими чувствами, границы и возможности чувственного познания.