Тема 20. Проблемы человеческого
существования в философии экзистенциализма.
"Экзистенциализм - это гуманизм".
Название этой книги французского философа, писателя, драматурга Жана Поля
Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное
выражение смысла и назначения целого направления современной философии.
Экзистенциализм, или философия
существования (от позднелатинского existentia -
существование) зародился в начале 20
века и в течение
нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.
Философия
экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией,
или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого
существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и
др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в
особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда,
прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в
окружающем его мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься
не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько
вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли
заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Наиболее
крупные представители экзистенциализма в Германии — М. Хайдеггер, К. Ясперс, во
Франции — Г. Марсель, Ж-П. Сартр, А. Камю и др., в Италии — Н. Аббаньяно, в США
— У. Баррет. «Философия существования» — непосредственная преемница философии
Бергсона и Ницше. Свой метод она в значительной мере заимствовала у
феноменологии Гуссерля, исходные же идеи взяты из сочинений датского мистика С.
Кьеркегора.
Экзистенциализм
выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не
допускающую выражений на языке понятий. Поскольку экзистенциализм отталкивается
от человеческого бытия, он разрабатывает, углубляет философское понимание
человека, его сущности существования. В этом отношении экзистенциализм
принадлежит к ряду философско-антропологических течений. Не без оснований одну
из своих лекций Ж.-П. Сартр озаглавил " Экзистенциализм - это
гуманизм".
Среди предтеч
экзистенциализма в первую очередь надо назвать, конечно, Сёрена Кьеркегора. Но
повлияла и феноменология Гуссерля, и философия жизни (в первую очередь Фридрих
Ницше и Анри Бергсон). В каком-то плане можно причислить сюда и неокантианство,
ибо сам Хайдеггер был учеником Риккерта. Одно время Хайдеггер был ассистентом у
Гуссерля и считал, что он разрабатывает дальнейшие идеи Гуссерля и его
феноменологию, хотя сам Гуссерль был в ужасе от идей своего ученика и поспешил
от них отказаться.
В то же время
экзистенциализм сосредотачивается не столько на проблеме человека, сколько на
анализе проблемы существования - экзистенции - как некоего "внутреннего
", не выразимого в абстракциях. Экзистенциализм, характеризуя человеческое
существование, делает особый акцент на бытии " между", чем признается
промежуточный, несамостоятельный, зависимый характер человеческого бытия.
Отсюда особое внимание экзистенциализма к "иному", к
"трансценденции", связывающей человеческое бытие с этим
"иным". Экзистенциализм много внимания уделяет духовному кризису
человека и общества, пограничным, трагичным ситуациям человеческой жизни. В
экзистенциализме отразились сложные драматические коллизии XX в., выразившиеся
в мировых войнах, нарастающем отчуждении человека в обществе, прорывах в
действии традиционных механизмов культуры. Например, А. Камю описал современный
мир бесправия, отчужденности, обреченности и равнодушия как мир абсурда.
Человек в этом мире чувствует себя "посторонним" и лишь на пороге
смерти ощущает себя свободным и умиротворенным. В "Бунтующем
человеке" Камю ставит вопрос о свободе и правах человека, о бунте как
реализации человеком своих прав и свобод. Осознание человеком самого себя
приходит вместе с осознанием права на бунт и бунтом. Бунт в концепции Камю
играет ту же роль в характеристике человеческого существования, что и мышление
у Декарта.
В Германии, где
экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг.,
крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По
образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология»,
«Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был
удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность
профессора. Крупный мыслитель ХХ в. Мартин Хайдеггер (1889-1976) – один из
основоположников немецкого экзистенциализма. Можно без преувеличения сказать,
что подлинным основателем немецкого экзистенциализма был он.
Одновременно он был
привержен и к феменологии, будучи учеником ее основателя в Германии Э.
Гуссерля. Поскольку философа более всего занимал фундаментальный вопрос о
бытии, который он исследовал всю свою творческую жизнь, его следует отнести и к
наиболее известным специалистам в области онтологии, т.е. учения о сущем.
Немецкое издание
произведений Хайдеггера включает около 100 томов. Среди опубликованных им
ранних работ можно выделить в первую очередь «Бытие и время», именно ее
появление в 1927 г. приобрело широкую известность не только в Германии, но и в
других европейских странах, и ознаменовало возникновение нового направления,
выявление его специфической программы. Во французском экзистенциализме можно
выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.
Оригинальный представитель экзистенциализма в ХХ в. Во Франции – Жан Поль Сартр
(1905-1980), философ, писатель, искусствовед, общественный деятель.
Главный философский
труд Сартра - его докторская диссертация "Бытие или ничто" (1943г.),
представляющий собой, по определению автора, "опыт феноменологической
онтологии". Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных
категорий, равнозначных "Я"и"не-Я".
Видным представителем
французского атеистического экзистенциализма был и Альбер Камю (1913-1960)-
философ, писатель, драматург и актер, участник Движения Сопротивления фашизму.
Погиб в автомобильной катастрофе. Автор философских работ «Миф о
Сизифе»(19472), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес, публицистики
в трех книгах (1950-1958).
Философия
экзистенциализма оказала и продолжает оказывать большое воздействие на
современное философское понимание человека и его бытия.
Преимущественным
объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие
индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие «жизненный мир» личности.
Жизненный мир, с позиций экзистенциалистов, — это не фрагмент предметного
материального мира, а мир духовности, субъективности.
Одна
из главенствующих установок экзистенциализма — это противопоставление
социального и индивидуального бытия, утверждения радикальной разорванности этих
двух сфер человеческого бытия. Это противопоставление выливается в способ
решения проблем человеческого существования в форме антитез и парадоксов.
Развернутые в различных плоскостях — сущности и существования, бытия и
обладания, познания и понимания — они отражают трагизм положения человека в
мире.
Экзистенциалисты
утверждают, что человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни
обществом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущности, по их мнению,
не существует. Имеет значение только его существование (экзистенция).