12. Развитие
естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и
рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
Естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое.
К естественным
наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных
(естественных — от «естество», природа) явлений, в отличие
от гуманитарных и социальных наук,
изучающих человеческое общество.
Базовые науки:
·
Физика
·
Химия
·
Биология
·
Астрономия
·
География
·
Геология
Философия
Нового времени зарождается в XVII веке в двух наиболее развитых странах Западной
Европы в Англии и Франции предпосылками возникновения философии Нового времени
являются: Великие географические открытия XVI века, стимулировавшие развитие
торговли и товарно-денежных отношений и соответственно, бурное развитие
капитализма; серия буржуазных революций, прокатившихся по Европе; развитие
науки и техники, появление и развитие математического естествознания; процессы
секуляризации, выразившиеся в движении реформации и распространении
протестантизма.
Естествознание
и протестантизм выражали насущные потребности нового буржуазного общества с его
культом пользы и материальных благ. Естествознание способствовало развитию
науки и технических средств производства.
Проблема метода заключается в поиске адекватных методов постижения природы и
человеческого общества.
В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в
философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод - путь познания.
Проблема метода - проблема основ познания и критериев истины.
Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии
Нового времени она получает систематическое развитие.
Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм,
рационализм и эмпиризм.
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) —
направление в теории познания,
согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма
достоверного познания. Противостоит рационализму.
Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме
ощущения, восприятия входит представление.
Крупные философы-сенсуалисты
нового времени:
·
Джон Локк
·
Этьен Бонно де Кондильяк
Эмпиризм
(от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее
чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может
быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм стремится построить все знание на опыте.
Противостоит рационализму и мистицизму.
Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение
роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая
концепция эмпиризм сформировался
в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон (основоположник эмпиризма), Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой
познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий
истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной
чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во
взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают
главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если
разумность считается единственным существенным критерием. Среди представителей
философского рационализма можно назвать Бенедикта
Спинозу, Готфрида
Лейбница, Рене
Декарта (основоположник рационализма), Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве
противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Рационализм
и эмпиризм
Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно
ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой.
Противопоставляя это течение британскому эмпиризму,
его еще называют континентальным
рационализмом.
В широком смысле рационализм и
эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть
одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании
эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо
через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты
противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые
основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить
чисто логически дедуктивным методом. К ним, в
частности, относятся Лейбниц и Спиноза.
Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа
познания, считая исключительно его применение практически невыполнимым. Как
признавал сам Лейбниц в книге «Монадология», «в своих действиях мы все на три
четверти эмпирики» (§ 28).