53.Когнитивная (познавательная) сфера личности: внимание, память, воображение.

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.

Познавательная сфера личности включает в себя воображение, внимание, память.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение, как и восприятие, память, мышление - познавательный процесс.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
-    осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
-    способствует предвосхищению будущего;
-    «оживляет» то, что было ранее.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.
Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.
С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.
Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображенияимеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан сэмоционально-волевой и познавательной сферами личности.
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным. которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшее их явление исчезло.

Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.
При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Виды памяти:
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
•    Двигательная
•    Эмоциональная (аффективная память)
•    Образная 

 •    Словесно - логическая 
В зависимости от характера деятельности:
•    Произвольная 
•    Непроизвольная
В зависимости от способа запоминания:
•    Механическая 
•    Смысловая 
В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
•    Ультракороткая 

•    Кратковременная
•    Долговременная 
•    Оперативная 

Характеристики памяти

Объем ,Точность ,Скорость запоминания ,Длительность сохранения , Лабильность (подвижность) , Помехоустойчивость 
Процессы памяти:
Запоминание. Запоминание протекает в трех формах:
•    запечатление;
•    непроизвольное запоминание;
•    преднамеренное запоминание (заучивание).
Сохранение 
Забывание 
Воспроизведение. Воспроизведение имеет несколько уровней:
•    узнавание
•    воспоминание
•    припоминание
•    реминисценция.