53.Когнитивная (познавательная) сфера личности: внимание, память,
воображение.
Познавательные процессы – это
система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом
явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.
Познавательная сфера личности включает в
себя воображение, внимание, память.
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов
(представлений) путем переработки материала восприятий и представлений,
полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку.
Воображение, как и восприятие, память, мышление - познавательный процесс.
Специфика воображения состоит в переработке
прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно
преобразует то, что есть в памяти.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
- осуществляет мысленный отход за
пределы непосредственно воспринимаемого;
- способствует предвосхищению будущего;
- «оживляет» то, что было ранее.
Физиологической основой воображения является
сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой
происходит образование новых систем временных связей на основе ранее
сформированных.
Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение,
преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем
простое восприятие. Деятельность воображения зависит
от общей направленности личности.
С деятельностью воображения связано
формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как
идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость,
целеустремленность, настойчивость.
Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании
образов воображенияимеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно
связан сэмоционально-волевой и познавательной
сферами личности.
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным. которое, в свою
очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и
творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии
с замыслом).
Внимание - это
направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение
уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Память -
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта,
дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами
прежнего опыта после того, как вызвавшее их явление исчезло.
Память, как познавательный процесс,
обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и
поддается тренировке.
Индивидуальные различия в памяти могут быть
двух видов, с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той
или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны,
память различных людей может отличаться и по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом
памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица
и т.п.
При словесно-логическом типе
памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия,
формулы и т.п.
При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые
человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной
памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной
образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших
подробностей.
Виды памяти:
В зависимости от
особенностей запоминания и воспроизведения материала:
• Двигательная
• Эмоциональная (аффективная
память)
• Образная
•
Словесно - логическая
В зависимости от
характера деятельности:
• Произвольная
• Непроизвольная
В зависимости от
способа запоминания:
• Механическая
• Смысловая
В зависимости от
продолжительности хранения материала в памяти:
• Ультракороткая
• Кратковременная
• Долговременная
• Оперативная
Характеристики памяти
Объем ,Точность ,Скорость
запоминания ,Длительность сохранения , Лабильность (подвижность)
, Помехоустойчивость
Процессы памяти:
Запоминание.
Запоминание протекает в трех формах:
• запечатление;
• непроизвольное запоминание;
• преднамеренное запоминание
(заучивание).
Сохранение
Забывание
Воспроизведение. Воспроизведение
имеет несколько уровней:
• узнавание
• воспоминание
• припоминание
• реминисценция.