55.Чувствительность и ее формы:
ощущение, восприятие, представление
Большинство фил систем нового времени
выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц
познания определялись разными философами по разному. Рационалисты (Декарт,
Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному
познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи
разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и
даже единственным источником знаний(Гоббс, Локк). Ч познание явл начальным
этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и
умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно
поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том
смысле, что на ее основе осуществляется контакт чел с миром мат объектов. Она
предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.
Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств,
нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных
объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или
чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания
от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых,
целостность чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельные,
функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания.
Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от
содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным человеком.
Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от
понятийного аппарата, используемого чел в его практической деятельности. Однако
эта зав-ть не является односторонней. Понятие является рез-том исторического
опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль
этих понятий в их сознании и деятельности - все это зав. от непосредственного
контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких конт понятия многократно
проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом. Т.о. чувственность и рациональное
мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии
обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практическая деятельность в широком
смысле. 2. деятельность , специально направленная на создание знаний, на
продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид
умственного труда. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты
социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие
существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не
выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был
бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление. Обратим
внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувств
понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления,
выделение того общего свойства, которые присущи необозримому множеству
предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а
р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений
в объект познания. Тут существует 2 важных момента: При абстрагировании человек
исходит из объектов, действительныз свойств объектов и явлений и из их реальных
отношения друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания
существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения
свидетельствует о активности человеческого познания, о возникновении особого
типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование
отношений. Теория познания различает структурные объяснения, отвечающие на
вопрос, как устроен объект; функциональные объясняющие - как действует и
функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно
данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения
мы используем уже имеющиеся знания для объясния других. Переход от более общих
знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.
Знания, которые служат основанием для объяснения называются объясняющими.
Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего
могут выступать как заключения(?) так и отдельные факты. Понимание - это не
единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного
уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как
Интерпретация- первоначальное приписывание информации смысла и значения;
реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция -
объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; Дивергенция - разъединение
единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение
смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно,
представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование
информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только
в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но в
конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых
знаний, не существовавших ранее. Мышление. Это активный процесс познавательной
деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного
контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты
чувств познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического матер-ма:
Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в
сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышление
осуществляется в трех формах. 1) Понятие - это форма мысли, в которой
отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности.
Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и
опосредованный характер. Но между ними есть различие. Представление дает
наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2)
Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или
отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение - это форма мысли в виде
рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых
посылками выводится новое суждение, которое называется следствием или
заключением. Например 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х - вновь открыта элем
част, вытекает вывод Х - имеет массу. Логическая деятельность мышления
осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и синтез,
индукция и дедукция, т.д.