Эмоционально-волевая сфера
личности
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и
проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из
форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный
мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление
опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то
эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их
значении для его потребностей и мотивов деятельности.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или
неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его
практической деятельности.
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно
подразумевают самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти
до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы,
отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой
эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как
восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать
окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения
субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно
эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость,
пристрастность и интерес.
Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он полностью
захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий
раздражитель со всеми смежными и тем самым образуя обобщенный аффективный
комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая
сопутствующие ассоциации и движения.
Итак, аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние
сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации
(эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся
чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой
цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно
связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Настроение - эмоциональное "хроническое" состояние,
окрашивающее все поведение человека, связанное со слабо выраженными
положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного
времени.
Чувство - высшая, культурно-обусловленная эмоция человека,
связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические
состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают
устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или
воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек
не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или
к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если
у него нет объекта привязанности или поклонения.
Страсть - сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или
чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с
соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, – более длительные
состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или
вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную
итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и
предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в
форме обобщенной субъективной оценки.
И, наконец, стресс. Этот вид эмоций имеет очень важное значение в
жизни человека, а потому подробную картину этого состояния мы рассмотрим в
отдельной лекции в Разделе VI "Психология конфликта". Здесь же лишь
отметим, что это такое состояние душевного (эмоционального) и поведенческого
расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно
действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и
напряженной обстановкой.
Переживательный компонент эмоции обеспечивает человеку возможность
приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В условиях
полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций; у
человека не будет ни радости, ни торжества, если в заранее определенное время,
совершив несколько строго определенных действий, он окажется у цели, достижение
которой заведомо не вызывало сомнений.
Эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для
достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают
вероятность достижения цели [53; 298]. Однако люди вынуждены удовлетворять свои
потребности в условиях хронического дефицита информации. Это обстоятельство
способствовало развитию особых форм приспособления, связанных с эмоциями,
которые обеспечивают приток дополнительной информации, изменяя чувствительность
сенсорных входов. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на
расширенный диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается разрешающая
способность восприятия сигналов внутренней среды, и, следовательно, больше
гипотез извлекается из хранилищ памяти. Это, в свою очередь, приводит к тому,
что при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные
ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы.
Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который
определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия,
которое должно быть выполнено в данных условиях [404]. Повторные неудачи в
сочетании с необходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие
приводят к страху перед этим действием. Информированность способствует
преодолению страха. Так, в соревнованиях равных по силе спортивных команд, как
известно, чаще побеждают хозяева поля, то есть спортсмены, выступающие в своем
спортивном зале, в своей стране. Предварительная информированность спортсменов
об условиях соревнований, о соперниках, о стране и ее нравах, обычаях
способствует тому, чтобы в сознании спортсменов не оставалось места
неосведомленности, а вместе с тем и тревоге, сомнению и страху.
Удовольствие, радость, счастье - положительные эмоции.
Удовольствие обычно возникает как результат уже происходящего действия, в то
время как радость чаще связана с ожиданием удовольствия при растущей
вероятности удовлетворения какой-либо потребности. Эмоция удовольствия присуща
и животным, а радость и счастье возникают только в ситуации человеческих
межличностных отношений. Самая мощная положительная эмоция - счастье. Человек
обычно стремится выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая
дала бы ему достижимый при данных обстоятельствах максимум счастья в том
смысле, как он его понимает.
Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические
задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства
требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил.
Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает
вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного в
реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами.
Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в
его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется
в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно
поставленной цели.
Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались,
нужные действия должны согласовываться. Без определенной цели и учета
обстоятельств, при которых приходится действовать, люди не смогли бы подчинить
себе природу и использовать ее блага, вести человеческий образ жизни и сообща
производить все то, что необходимо для удовлетворения их материальных и
духовных потребностей. Значит, чтобы действовать не хаотически, не от случая к
случаю, а организованно, то есть волевым образом, люди учитывают особенности своей
деятельности и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их
оценивают и в одних случаях к ним приспосабливаются, в других – изменяют их, в
третьих – создают новые..
Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в
различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом
условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает
без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной,
недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного
влечения.
Определение конкретных путей и возможностей достижения цели
является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.
После постановки цели и определения средств ее достижения наступает
следующий момент волевого действия - третья фаза волевого процесса - принятие
решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.
Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели
и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и
легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной
обстановке.
Далее следует заключительная - четвертая фаза волевого процесса -
исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить
решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается
конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности
человека.
Для понимания всей сложности волевой сферы личности необходимо
учитывать, что человеческая деятельность состоит не только из произвольных, то
есть целенаправленных, преднамеренных, действий. Человек совершает немало и
таких полезных действий, которые принято называть непроизвольными, неволевыми.
Неволевыми действиями называются действия, которые в каждом
частном случае совершаются без контроля со стороны человека и не нуждаются в
постоянно осознанном регулировании.
К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так
называемые автоматические действия. Это, например, отдергивание руки от чего-то,
причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся
звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в
сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек
поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении
автомашины и т. д. К категории неволевых действий относятся и более сложные,
так называемые инстинктивные действия. Они, как правило, состоят из ряда
простейших автоматических действий, система которых обеспечивает отправление
ряда жизненных функций организма.
К основным волевым качествам человека можно отнести
целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность,
настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.
Целеустремленность - это способность человека подчинять свои
действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы
правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это
целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.
Самообладание – это волевое качество, характерное для людей,
которые управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками.
Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.
Самостоятельность - это волевое качество; оно заключается в
возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут
отвлечь его от достижения поставленной цели. Если человек необоснованно
отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку
зрения, если он без особой нужды обращается за помощью или предпочитает
действовать по привычному для него шаблону, а не самостоятельно и творчески, то
нельзя признать, что у него развито такое волевое качество, как
самостоятельность. Бывают, однако, случаи когда негативизм (необоснованное
стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как
самостоятельность. Негативизм - признак не силы, а слабости человека.
Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому
он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных
условиях своей жизни и деятельности. Если человек в какой-либо сложной
обстановке не принимает решения действовать определенным образом, потому что
растерялся, если он надеется на счастливое стечение обстоятельств или на
неожиданную помощь, то назвать его решительным нельзя. Такой человек, как
правило, неуверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей
и, как правило, сомневается в успешном исходе дела.
Настойчивость - это волевое качество, благодаря которому человек
может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с
препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути
достижения достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы стоять
на своем и бороться за выполнение принятого решения, не может быть
решительности, самостоятельности, самообладания и целеустремленности.
Энергичность - это волевое качество, представляющее собой
возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих
физических и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение
поставленной цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед
трудностями, они его не размагничивают, а наоборот, мобилизуют. Такой человек
всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек
действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая
гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется главным
образом намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва.
Инициатива, как правило, связана с напряжением физических и духовных сил того,
кто ее проявляет.
Исполнительность – это волевое качество человека, которое
заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых
решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью
завершить начатое им или порученное ему дело.