62. Обучение как целенаправленный процесс профессионального развития
личности. Дидактика – теория обучения.
Обучение — это организованная познавательная
деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания,
необходимые способы деятельности, мировоззрение, ценностное и творческое
отношение к окружающей действительности. Обучение – двухсторонний процесс
взаимодействия учителя с учениками. Результатом обучения могут стать переданные
знания, умения, навыки обучаемому.
Любое обучение подразумевает наличие цели.
Чаще всего целью является передача знаний и умений, т.е. содержания той или
иной дисциплины. Цель обучения достигается с помощью использования различных методов
(путей достижения целей) обучения (практический (исследовательский),
наглядный (демонстративный), словесный, работа с книгой) и средств (предметная поддержка учебного процесса) обучения
(голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.)
Процесс
обучения может проходить в различных формах (способах сущ. уч. процесса)
(прежде всего связано с числом
учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и
т.п.)
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях,
содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах, (от греч. слова «дидактикос» –
обучающий); разрабатывает теоретические основы обучения; «всеобщее искусство
всех учить всему» (Я.А.Коменский).
Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Особенности
преподавания отдельных дисциплин изучают методики конкретных предметов
Основные
категории дидактики:
преподавание,
учение, обучение, образование, результаты этих процессов;
знания, умения,
навыки;
формы, виды,
средства, методы;
Дидактика на современном этапе развития общества:
1. изучает закономерности, действующие в сфере ее
предмета,
2. анализирует зависимости, обусловливающие ход и
результаты процесса обучения,
3. определяет методы, организационные формы и
средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач.