62. Обучение как целенаправленный процесс профессионального развития личности. Дидактика – теория обучения.

Обучение — это организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, мировоззрение, ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. Обучение – двухсторонний процесс взаимодействия учителя с учениками. Результатом обучения могут стать переданные знания, умения, навыки обучаемому.

Любое обучение подразумевает наличие цели. Чаще всего целью является передача знаний и умений, т.е. содержания той или иной дисциплины. Цель обучения достигается с помощью использования различных методов (путей достижения целей) обучения (практический (исследовательский), наглядный (демонстративный), словесный, работа с книгой) и средств (предметная поддержка учебного процесса) обучения (голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.)

Процесс обучения может проходить в различных формах (способах сущ. уч. процесса) (прежде всего связано с числом учеников в классе, време­нем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.)

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах, (от греч. слова «дидактикос» – обучающий); разрабатывает теоретические основы обучения; «всеобщее искусство всех учить всему» (Я.А.Коменский).

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Особенности преподавания отдельных дисциплин изучают методики конкретных предметов

Основные категории дидактики:

преподавание, учение, обучение, образование, результаты этих процессов;

знания, умения, навыки;

формы, виды, средства, методы;

Дидактика на современном этапе развития общества:

1.   изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета,

2.   анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения,

3.   определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач.