3. Педагогика как наука: предмет,
структура, методы и функции.
Само слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» – ребенок и «гогос» – вести. Педагогами называли рабов в богатых греческих семьях, которые водили детей хозяина в школу и из школы. Интересно, что учителей в Греции называли «дидаскалами», от «дидаскос» – учить. Но это слово дало название только дидактике – разделу педагогики, посвященному процессу обучения. Тогда как в честь древнегреческого педагога, не имеющего, казалось бы, прямого отношения к учению, названа целая наука. Но ведь задача педагога (в современном смысле) не ограничивается передачей знаний, умений и навыков. Педагог – это прежде всего тот, кто вводит ребенка в мир, учит его взаимодействию с миром, стремится указать хороший путь и уберечь от фатальных ошибок, помогает увидеть и оценить явления окружающей жизни.
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером).
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
Объектом педагогики является совокупность всех
явлений, обуславливающих развитие человека на протяжении всей его жизни.
Структура педагогики
Многообразие задач, которые стоят перед педагогической наукой, породило многообразие отраслей педагогики, основными из которых являются следующие:
общая педагогика исследует основные закономерности образования;
дидактика – теория обучения. Изучает процесс обучения, разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и средства обучения;
теория воспитания изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, методы его осуществления;
сравнительная педагогика изучает тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах;
социальная педагогика – изучает закономерности влияния социальной среды на формирование личности; этнопедагогика – изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания;
дефектология, или специальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Выделяют три основные формы отклонений, и соответственно специальная педагогика имеет три основные ветви:
o олигофренопедагогика (воспитание и обучение умственно отсталых);
o тифлопедагогика (воспитание и обучение слепых и слабовидящих);
o сурдопедагогика (воспитание и обучение слабослышащих и глухих).
Методы педагогических исследований
«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается
предмет науки» (С.Л. Рубинштейн)
Каждая наука имеет свои методы, то есть способы получения достоверного, полезного и системного знания. Кроме методов, специфических для каждой науки, существуют два общенаучных метода:
·
наблюдение (в
случае педагогики это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического
явления)
· эксперимент (здесь – моделирование педагогического явления с возможностью для исследователя влиять на это явление). Что же касается методов исследования, присущих ряду наук, и педагогике в том числе, к ним относятся:
o изучение литературы (трудов выдающихся педагогов,
учебников и методических пособий, справочной литературы по педагогике и т.п.);
o опросные методы: беседа, интервью и анкетирование. Беседа проводится с целью получения
информации и часто дополняет собой наблюдение; она проходит по заранее
намеченному плану; ответы собеседника не записываются. При интервью исследователь задает
заготовленные вопросы в четком порядке и фиксирует ответы собеседника. Анкетирование хорошо тем, что
позволяет опросить большое количество респондентов благодаря письменной форме
вопросов и ответов. Вопросы могут быть закрытыми (с ограниченным вариантом
ответов) и открытыми (респондент отвечает на них в свободной форме);
o тестирование применяется для выявления успеваемости
учащихся; для выявления профессиональной предрасположенности; для определения
личностных особенностей (уровня интеллекта, типа темперамента и т.д.);
o социометрия – метод, позволяющий выявить
неформальные статусы членов коллектива (школьного класса, учебной группы),
отношения в нем, уровень его сплоченности;
o изучение продуктов деятельности
учащихся (письменных,
контрольных, творческих работ) позволяет выявить индивидуальность учащегося,
уровень сформированных знаний, умений и навыков, оценить эффективность учебного
процесса;
o изучение педагогической документации (классных журналов, личных дел учащихся, протоколов заседаний) позволяет исследователю получить представление о практике организации учебного процесса в учебном заведении.
Функции педагогики
- изучают и описывают опыт выдающихся
педагогов, их принципы, методы и приемы (описательная функция);
- определяют успешность и эффективность
взаимодействия педагогов и учащихся в учебном заведении или в
образовательной системе (диагностическая функция);
- проводят экспериментальные исследования
педагогического процесса, на основе которых строят более эффективные
модели этого процесса (прогностическая функция);
- разрабатывают методические материалы,
определяющие содержание и форму образования – учебные планы, методические
указания, учебные пособия и т.п. (проективная функция);
- внедряют новые формы педагогического
процесса в жизнь (преобразовательная функция);
- оценивают влияние этих инноваций и
корректируют его при необходимости (рефлексивная и корректировочная функции).