29. Проблема человека в философии. Антропосоциогенез.

В наше время сама перспектива существования человека находится под большим вопросом. Современное общество предъявляет всё более строгие требования к человеку, как к личности. Возможности человека не беспредельны. Сегодня перед людьми стоят многие вопросы: как стать личностью, как быть высоко духовным человеком. Рассмотрим основные трактовки природы человека – это совокупность свойств, кот. Выделяют его со среды, кот. его окружает. В античной философии человек понимается как микрокосмос, но его главная особенность – наличие разума. Для Сократа сущность человека – это его душа, то есть человек есть единство души и тела, но главное – это душа, в душе есть разум, кот. руководит инструментом – телом. Некоторые древние философы выделяли в душе 3 части(напр. Аристотель):1.разумная;2.чуствующая;3.вожделяющая. Аристотель представлял человека как политическое животное. Средневековая философия в понимании человека исходила из его связи с Богом. Человек – подобие Божье. Человек обладает волей, то есть может самостоятельно выбирать между добром и злом. Душа понимается как нечто, имеющее начало, но не имеющее конца. Душа сотворяется Богом и существует вечно. Также в средневековье грех понимается как удаление человека от Бога, как результат извращённого направления воли. Внутренний мир человека – это пеле борьбы между добром и злом. Августин фиксировал две бездны: одна тянет вниз, к греху; другая – к Богу, к богопознанию. Высшая цель человеческой жизни – уподобление Богу, обожествление, то есть подчинения тела душе. В новое время от противопоставления земного духовному. Идеалом считается гармоническое сочетание телесного и духовного. Появились новые трактовки сущности человека.

1.                   В рационалистической линии(Декарт, Гегель)—сущностью явл. разум.

2.                               В философии жизни сущность человека трактуется как истинное, бессознательное начало (Шопенгауэр, психоанализ Фрейда). В психоаналитической философии Фрейда сущность человека – это сексуальное либидо с жаждой наслаждений и удовольствий.