29. Проблема человека в философии.
Антропосоциогенез.
В наше время сама перспектива существования человека находится под
большим вопросом. Современное общество предъявляет всё более строгие требования
к человеку, как к личности. Возможности человека не беспредельны. Сегодня перед
людьми стоят многие вопросы: как стать личностью, как быть высоко духовным
человеком. Рассмотрим основные трактовки природы человека – это совокупность
свойств, кот. Выделяют его со среды, кот. его окружает. В античной философии
человек понимается как микрокосмос, но его главная особенность – наличие
разума. Для Сократа сущность человека – это его душа, то есть человек есть единство
души и тела, но главное – это душа, в душе есть разум, кот. руководит
инструментом – телом. Некоторые древние философы выделяли в душе 3 части(напр.
Аристотель):1.разумная;2.чуствующая;3.вожделяющая. Аристотель представлял
человека как политическое животное. Средневековая философия в понимании
человека исходила из его связи с Богом. Человек – подобие Божье. Человек
обладает волей, то есть может самостоятельно выбирать между добром и злом. Душа
понимается как нечто, имеющее начало, но не имеющее конца. Душа сотворяется
Богом и существует вечно. Также в средневековье грех понимается как удаление
человека от Бога, как результат извращённого направления воли. Внутренний мир
человека – это пеле борьбы между добром и злом. Августин фиксировал две бездны:
одна тянет вниз, к греху; другая – к Богу, к богопознанию. Высшая цель
человеческой жизни – уподобление Богу, обожествление, то есть подчинения тела
душе. В новое время от противопоставления земного духовному. Идеалом считается
гармоническое сочетание телесного и духовного. Появились новые трактовки
сущности человека.
1.
В
рационалистической линии(Декарт, Гегель)—сущностью явл. разум.
2.
В
философии жизни сущность человека трактуется как истинное, бессознательное
начало (Шопенгауэр, психоанализ Фрейда). В психоаналитической философии Фрейда
сущность человека – это сексуальное либидо с жаждой наслаждений и удовольствий.