23. Русская философия XIX–XX вв.

Время рождения русской национальной философии как особого типа философствования – первая половина XIX в. В этот период русская философия, начиная с П.Я. Чаадаева (1792–1856), решительно заявляет о себе как  философия истории, в центре которой - проблема «Россия – Запад». Причем эта проблема формулируется именно как религиозно-метафизическая проблема, связанная с новыми онтологическими и гносеологическими построениями.

Главной темой основного философского произведения П.Я. Чаадаева – «Писем о философии истории» или «Философических писем» (написаны в 1829-1831гг. и опубликованы в журнале «Телескоп» в 1836г.) оказываются размышления по поводу исторического предназначения России.

В XIX–XX вв. идеи П.Я. Чаадаева были осмыслены представителями самых различных направлений, в частности, западниками и славянофилами.

ЗАПАДНИЧЕСТВО (40-60-е гг.  XIX в.)

Представители: Н.Станкевич, М.Бакунин, Т.Грановский, П.Анненков, К.Кавелин А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский

Основные идеи:

·         Критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

·         идея социально-экономического реформирования по западному образцу;

·         утверждение необходимости усвоения европейской науки;

·         подчеркивание просвещения как средства социальных преобразований;

·         высокая оценка реформ Петра 1.

Обсуждение проблем религии и вопросов о методах российских реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления:

·         либеральное: Отстаивали догмат о бессмертии души; отвергали революционные методы реформ.

·         Революционное-демократическое: Трактовали сущность души с позиций атеизма и материализма; выдвигали идеи революционной борьбы и построения социализма.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (конец 30-х - начало 60-х гг. XIX в.)

Представители: А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин, И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев, Ф.Чижов, Н.Данилевский, Н. Страхов

Основные идеи:

·         утверждение самобытности России, ее духовного и социального уклада;

·         обоснование особой  миссии России во всемирной истории;

·         идеализация патриархальных начал русской жизни в триаде «Православие-Самодержавие-Народность».

 Одним из направлений философской мысли первой пол. XIX в. является материализм (Н.Г. Чернышевский), основой которого была как диалектика Г.Гегеля, так и учения Л.Фейербаха и К.Маркса. Для взглядов Н.Г.Чернышевского характерно представление о природе как материальной, никем не сотворенной, находящейся в состоянии непрерывного развития. Человек – это материальное существо. Этические представления Н.Г.Чернышевского можно охарактеризовать как «разумный эгоизм». Наилучшей формой общественного устройства Н.Г.Чернышевский считал социализм.

Действительно оригинальное и плодотворное направление русской философии второй пол. XIX представлено идеалистической философией. Ее основными представителями являются: В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Н.Н.Страхов, Б.Н.Чичерин, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой и др.

Ключевое место в этом процессе, конечно, принадлежит метафизике всеединства великого русского мыслителя Владимира Соловьева, творчество которого является истоком философии Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и др. Именно В. Соловьев создал первую русскую категориально-понятийную систему, не сводимую к какой-либо одной традиции, систему, ставшую опознавательным знаком именно русского философствования. Настоящим предметом метафизики, считает мыслитель, является не бытие, но сущее (Абсолют, Бог), которому бытие принадлежит. Бытие относительно, сущее (сверхсущее) абсолютно, оно выше любых признаков и определений, представляя собой  положительное ничто, поскольку не есть что-нибудь, а все, поскольку не может быть лишено чего-нибудь, оно есть положительная возможность, сила и мощь бытия. В этом ключе В.Соловьев разрабатывает понятие положительного всеединства, учение о котором выступило ведущей линией русского философствования. Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции. Онтологическая основа всеединства - божественная Троица, обнаруживающая связь со всеми божественными творениями, а главное – с человеком, так как всеединство предполагает, прежде всего, единство Творца и творения.