65. Потребностно-мотивационная сфера личности. Классификация потребностей.

В психологии принято считать, что в основе любого человеческого поведения лежат потребности. Потребностями называются внутренние (психические) состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. (Б. Ф. Ломова: «Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения – движение физических тел».)

Процесс образования и развития потребностей очень сложен и многогранен. Во-первых, он может быть связан с изменением положения человека в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. Во-вторых, новые потребности могут возникать в процессе усвоения человеком новых форм поведения, приобретения определенных умений и навыков. В-третьих, может происходить развитие самих потребностей от элементарных к более сложным, качественно новым формам. В-четвертых, изменяется или развивается сама структура потребностно-мотивационной сферы: как правило, с возрастом изменяются ведущие, доминирующие потребности. В-пятых, в отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.

Понятие «потребности» используется в трех значениях:

а) объект внешн. среды, необход. для нормальной жизнедеят-сти (потребность – объект);

б) состояние психики, отражающее нехватку чего-либо (потребность – состояние);

в) фундаментал. свойство личности, определяющ. ее отнош. к миру (потребность – свойство).

В соответствии с этими значениями можно составить их классификацию.

Классификация потребностей (по С.Б. Каверину, 1987)


Идеологом и автором другой классификации потребностей является А. Маслоу, который опирался на принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня (так называемая пирамида А. Маслоу)

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом (от низшего к высшим):

физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т. п., в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;

потребности в безопасности: безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;

потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;

потребности самоуважения: потребности в признании, одобрении;

потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

Тем не менее нередки случаи так называемого «перешагивания» через уровни при высоком культурном уровне индивида.

Удовлетворение потребностей проходит через три стадии: Стадия напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо); Стадия оценки (когда появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность); Стадия насыщения (когда до минимума снижаются напряжение и активность). Для того чтобы потребность трансформировалась в действие, поступок, недостаточно ее актуализации, она должна быть усилена волей. Если выраженность и соотношение основных потребностей представляет «ядро» личности человека, то в действиях проявляется его характер.