65. Потребностно-мотивационная сфера личности. Классификация
потребностей.
В психологии принято считать, что
в основе любого человеческого поведения лежат потребности. Потребностями называются
внутренние (психические) состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает
настоятельную нужду в чем-либо. (Б. Ф. Ломова: «Потребности людей диктуют их
поведение с такой же властностью, как сила тяготения – движение физических
тел».)
Процесс образования и развития
потребностей очень сложен и многогранен. Во-первых, он может быть связан с
изменением положения человека в жизни, в системе его взаимоотношений с
окружающими людьми. Во-вторых, новые потребности могут возникать в процессе
усвоения человеком новых форм поведения, приобретения определенных умений и
навыков. В-третьих, может происходить развитие самих потребностей от
элементарных к более сложным, качественно новым формам. В-четвертых, изменяется
или развивается сама структура потребностно-мотивационной сферы: как правило, с
возрастом изменяются ведущие, доминирующие потребности. В-пятых, в отличие от
потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер, потребности
человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.
Понятие «потребности»
используется в трех значениях:
а) объект внешн. среды, необход.
для нормальной жизнедеят-сти (потребность – объект);
б) состояние психики, отражающее
нехватку чего-либо (потребность – состояние);
в) фундаментал. свойство
личности, определяющ. ее отнош. к миру (потребность – свойство).
В соответствии с этими значениями
можно составить их классификацию.
Классификация потребностей (по
С.Б. Каверину, 1987)
Идеологом и автором другой
классификации потребностей является А. Маслоу, который опирался на принцип
относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что прежде чем
активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны
быть удовлетворены потребности низшего уровня (так называемая пирамида А.
Маслоу)
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это
материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом
деятельности.
Классификация мотивов по А. Маслоу
выглядит следующим образом (от низшего к высшим):
физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т.
п., в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической
природой;
потребности в безопасности: безопасность и защита от боли,
страха, гнева, неустроенности;
потребности в социальных связях: потребности в любви, нежности,
социальной присоединенности, идентификации;
потребности самоуважения: потребности в признании,
одобрении;
потребности самоактуализации: реализация собственных
возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.
Тем не менее нередки случаи так
называемого «перешагивания» через уровни при высоком культурном уровне
индивида.
Удовлетворение потребностей
проходит через три стадии: Стадия
напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в
чем-либо); Стадия оценки (когда
появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и
человек может удовлетворить свою потребность); Стадия насыщения (когда
до минимума снижаются напряжение и активность). Для того чтобы потребность
трансформировалась в действие, поступок, недостаточно ее актуализации, она
должна быть усилена волей. Если выраженность и соотношение основных
потребностей представляет «ядро» личности человека, то в действиях проявляется
его характер.