59.Личность как объект управления и
самоуправления. Лидерство и стили управления.
Личность как объект
управления, является целью управленческого воздействия, реализует на
практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из
этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться
управлять, не научившись подчиняться».
Объект управления – это тот, кем
управляют.
Личность формируется в определенных социальных
условиях. Начиная с детства, каждый индивид включается в исторически
сложившуюся систему общественных отношений. Впоследствии личность сталкивается
с системой сложившихся общественных отношений применительно как ко всему
обществу, так и каждой конкретной группе, в которой будет протекать его
трудовая деятельность.
В процессе социализации личности развиваются и
формируются целый ряд компонентов, связанных с самоуправлением личности.
Основными из них являются: самоопределение
личности, самоопределение профессиональное, самоорганизация,
самодисциплина, самообладание, самостоятельность, самоуверенность,
самоутверждение, самовоспитание, самоконтроль, саморегуляция
деятельности, саморегуляция, самовнушение (аутосуггестия), самочувствие,
ответственность.
Реализация личностью в процессе самоуправления
указанных компонентов определяются определенными чертами характера
(настойчивость, целеустремленность и др.), волевыми и другими свойствами
личности.
Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают
Ли́дер ) —
ведущий, первый, идущий впереди — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным [авторитет]ом,
обладающее влиянием, которое проявляется как [управление|управляющие] действия.
Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в
значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая
центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
1.по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и
лидер-исполнитель);
2.по характеру деятельности (универсальный лидер и
ситуативный лидер);
3.по направленности деятельности (эмоциональный лидер
и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным
руководителем группы.
Различают:
формальное лидерство — процесс влияния на людей с
позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство — процесс влияния на людей
при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
1.Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое
распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к
мнению группы, навязывает свое мнение.
2.Демократичный — лидер советуется с коллегами,
прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение
группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
3.Либеральный — лидер не предъявляет никаких
требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения
членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена,
функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.