Тема
40. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества. Диалектика
общественного бытия и общественного сознания.
Общество
представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую социальную
систему, способом существования которой является деятельность людей и коммуникация его с окружающей средой.
Общество как
система характеризуется открытостью, определенной
степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной
неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику. В частности, с помощью
синергетических моделей.
Основой
деят-ти явл, исторически сформировавшиеся и развивающиеся культурные ценности,
традиции, нормы.
Важной
характеристикой деятельности является то, что она связывает воедино все
компоненты общественной жизни: образуются устойчивые и динамичные связи между
различными сферами деятельности, эпохами, поколениями людей. Связи в целом
называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему —
общество.
Общество
возникает и существует при взаимодействии двух факторов: деятельности и
общественных отношений. Общественные отношения — это и результат предыдущей общественной
деятельности и вместе с тем основа и объективные условия деятельности в
настоящем и будущем.
Общественные
отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические,
правовые, нравственные, эстетические.
Определяя
общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически
саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком
и миром. Общество — это "сам человек в его общественных отношениях'".
Концепции общества и человека отличаются как содержанием поставленных проблем,
так и мировоззренческими ориентациями.
В
марксистской философии, например, подсистемами общества принято считать
следующие сферы его жизни, которые
выделяются в зависимости от типа общественных отношений:
По другим
основаниям, как нами уже было показано выше, систематизируют жизнь общества Т.
Парсонс и Н. Луман. Социальная структура общества – это совокупность
различных общностей людей, взятых в их взаимодействии.
Формы общности людей обычно делятся на естественно-исторические,
этноисторические, социально-исторические.
Пять основных сфер
жизнедеятельности людей в обществе: 1) материальное производство; 2) сфера
производства теоретического знания (наука); 3) сфера оценивающей деятельности;
4) управление общественными процессами (политическая сфера) и 5) социальная
сфера .
Под общественным бытием марксизм понимает
материальную сущность общества – общественный способ производства,
утвердившийся в этом обществе.
Человек, поскольку он – общественное, а не
просто биологическое существо, естьличность. Личностное в человеке и
есть специфически человеческое в человеке.
Труд, производство как взаимоотношение
человека и природы определяет, порождаетвозможность человека в
качестве общественного существа. Но именно в производственных отношениях эта
возможность реализуется. Именно включенность в производственные
отношения есть реальная включенность индивидов в общественные взаимоотношения
с природой.
Производительное отношение индивидов к природе
есть лишь возможность их существования в качестве личностей; включенность
индивидов в производственные отношения, в общественные отношения производства
есть уже реальность их существования в качестве личностей.
Следовательно, все люди, поскольку они
трудятся, производительно относятся к природе и участвуют в производственных
отношениях, уже тем самым представляют собой личности. Сфера общественного
производства есть ядро человеческого общества. Такую же роль сфера
общественного производства играет и в процессе возникновения, становления и
развития людей как личностей.
Наименее значительна роль общественного сознания
на стадии возникновения новых производственных отношений, на стадии наибольшего
соответствия существующих производственных отношений имеющимся производительным
силам, а наиболее значительна роль общественного сознания на стадии
упадка существующих производственных отношений.
Диалектика исторически развивающейся
взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания такова, что при
переходе от капитализма к коммунизму роль общественного сознания становится
решающей.