Тема 40. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества. Диалектика общественного бытия и общественного сознания.

 

Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей и коммуникация его с окружающей средой.

Общество как система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику. В частности, с помощью синергетических моделей.

Основой деят-ти явл, исторически сформировавшиеся и развивающиеся культурные ценности, традиции, нормы.

Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает воедино все компоненты обществен­ной жизни: образуются устойчивые и динамичные связи между различными сферами деятельности, эпохами, по­колениями людей. Связи в целом называют общественными отношениями; они формируют устойчивую систему — общество.

Общество возникает и существует при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений. Общественные отношения — это и результат предыдущей общественной деятельности и вместе с тем основа и объек­тивные условия деятельности в настоящем и будущем.

Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нрав­ственные, эстетические.

Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся си­стема общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общество — это "сам человек в его общественных отношениях'". Концепции общества и человека отличаются как со­держанием поставленных проблем, так и мировоззрен­ческими ориентациями.

В марксистской философии, например, подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни, которые выделяются в зависимости от типа общественных отношений:

По другим основаниям, как нами уже было показано выше, систематизируют жизнь общества Т. Парсонс и Н. Луман. Социальная структура общества – это совокупность различных  общностей людей, взятых в их взаимодействии. 
Формы общности людей обычно делятся  на естественно-исторические, этноисторические, социально-исторические.

 

Пять основных сфер жизнедеятельности людей в обществе: 1) материальное производство; 2) сфера производства теоретического знания (наука); 3) сфера оценивающей деятельности; 4) управление общественными процессами (политическая сфера) и 5) социальная сфера .

 

Под общественным бытием марксизм понимает материальную сущность общества – общественный способ производства, утвердившийся в этом обществе.

Человек, поскольку он – общественное, а не просто биологическое существо, естьличность. Личностное в человеке и есть специфически человеческое в человеке.

Труд, производство как взаимоотношение человека и природы определяет, порождаетвозможность человека в качестве общественного существа. Но именно в производственных отношениях эта возможность реализуется. Именно включенность в производственные отношения есть реальная включенность индивидов в общественные взаимоотношения с природой.

Производительное отношение индивидов к природе есть лишь возможность их существования в качестве личностей; включенность индивидов в производственные отношения, в общественные отношения производства есть уже реальность их существования в качестве личностей.

Следовательно, все люди, поскольку они трудятся, производительно относятся к природе и участвуют в производственных отношениях, уже тем самым представляют собой личности. Сфера общественного производства есть ядро человеческого общества. Такую же роль сфера общественного производства играет и в процессе возникновения, становления и развития людей как личностей.

Наименее значительна роль общественного сознания на стадии возникновения новых производственных отношений, на стадии наибольшего соответствия существующих производственных отношений имеющимся производительным силам, а наиболее значительна роль общественного сознания на стадии упадка существующих производственных отношений.

Диалектика исторически развивающейся взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания такова, что при переходе от капитализма к коммунизму роль общественного сознания становится решающей.