16.Антропологический материализм Л. Фейербаха и
конец классической немецкой философии
Людвиг Фейербах в своём мировоззрении
исходил из критики философской системы Гегеля:
1. Прежде всего, духовное начало не
может быть истинным бытием, поскольку единственно истинным, бесспорным и
самоочевидным бытием является не «я» человека, а то, что ему дано в ощущениях.
Поэтому неправильно, когда из самоочевидности идеального, духовного «я»
выводится логическая цепочка, приводящая к самоочевидности некоей идеальной,
духовной первосущности мира.
2. Кроме того, органом познания является
не логическое мышление, а непосредственно чувства человека. Потому что не
логическое мышление, а именно физические чувства человека являются поставщиками
бесспорных ощущений. Следовательно, если чувства человека являются не просто
органами познания, а органами бесспорного познания, то, соответственно,
бесспорной первосущностью мира является то, что бесспорно познается физическими
чувствами. А физическими чувствами бесспорно познается материя, следовательно,
материя есть, в таком случае, бесспорная первосущность мира.
3. И, наконец, достоверность
чувственного (материального) бытия подтверждается тем, что оно одинаковым
образом доступно другому человеку, что говорит о его подлинной реальности.
4. И тогда получается, что физические
чувства человека являются органами познания, а физические чувства другого
человека являются критерием реальности познанного. И, следовательно, все
проблемы познания располагаются в чувствах человека, а главным, универсальным и
высшим предметом философии, является сам человек, поскольку чувства не
существуют сами по себе – чувствует только человек. Исходя из этого, следует
признать, что философия, как универсальная наука, в этом случае должна стать
антропологией – учением о сущности человека, ибо сущностью человека
определяется природа чувств. В соответствии с этим, философия должна стать так
же и физиологией, поскольку без физиологии невозможно достаточно успешно
исследовать природу чувств, как органов познания.
5. Следовательно, основной вопрос
философии об отношении бытия к сознанию – есть вопрос о сущности человека,
поскольку мыслит лишь человек и вопрос этот, соответственно, может получить
фактическое решение только в фактической деятельности человека, которая тоже
всегда есть, в свою очередь, продукт его мышления.
6. Но, ведь, если природа (материальное)
есть единственная реальность, а человек неотделим от природы, являясь её
продуктом, то, в этом случае и само мышление человека есть лишь его
биологическая, физиологическая деятельность, то есть – деятельность самой
природы.
7. Таким образом, если в человеке мыслит
сама природа, то следует признать, что в человеке и благодаря человеку природа
ощущает себя, созерцает сама себя и мыслит о себе. Следовательно, изучение
человека, то есть, антропология, есть изучение природы, как единственной
реальности, из чего можно сделать вывод, что антропология может познать не
только человека, но и природу. Таким образом, мир может быть полностью познан с
помощью антропологии.
8. Но для познания мира все равно
необходимо привлекать теоретическое мышление, несмотря на то, что источником
познания является природа, а органами познания являются ощущения. Потому что
для познания недостаточно одних только ощущений и элементарной умственной
деятельности, ведь, сознанию необходимо собрать ощущения, сравнить их между
собой, провести различия, классифицировать, обнаружить скрытое, не являющееся в
ощущениях, содержание, и т.д., то есть без теоретического мышления не обойтись.
9. Однако критерием истинности работы
сознания должно оставаться чувственное впечатление, что остается задачей
антропологии и физиологии, но не только их одних, поскольку чувственные данные следует
подвергать методам сбора и анализа высшего порядка, то есть, привлекать
естествознание.
Таким образом, на этом антропологическом
подходе, то есть через природу и сущность человека, возможно познание любого
объекта или сферы действительности. Примером антропологического подхода
Фейербаха к исследуемой проблеме можно взять рассмотрение им сущности религии:
1. Антропология должна исходить из того,
что единственной реальностью являются ощущения человека, и, следовательно,
персонажи религий, как не ощущаемые органами чувств, являются продуктом
человеческого воображения и не более того.
2. Откуда же тогда берутся религиозные
воззрения? Они проистекают, как сказано выше, из воображения человека, но само
воображение человека – это продукт его человеческой природы, и, следовательно,
сама религия тоже должна быть не чем иным, как порождением человеческой
природы.
3. Таким образом, не боги создали людей,
а люди создали богов своим воображением, присущим человеческой природе.
Следовательно, если рассмотреть характер религий, то боги – это то, чем человек
хотел бы стать, но не может. Каждый человек стремится к счастью, но
действительность создает этому множество препятствий, которые человек бессилен
преодолеть. Создавая бога, человек стремится устранить противоположность между
тем, что есть, и тем, что должно быть по его пониманию. Поэтому он наделяет
бога могуществом и возможностями, которыми не владеет сам, олицетворяя в этом
свою мечту о преодолении непреодолимых препятствий к счастью.
4. Следовательно, мы видим в этом
процессе мечту о реализации лучших устремлений человека, которые, в свою
очередь, являются продуктом самого лучшего, что есть в его душе. Таким образом,
человек пытается реализовать в боге не только свои лучшие мечты, но и свои
самые лучшие духовные качества, то есть он отчуждает это лучшее от себя и
наделяет его самостоятельной силой, иллюзией независимости от себя и природы.
5. Но на самом деле существуют только
человек и природа, и человек, как вершина природы, должен это осознать и вместо
отчуждения лучшего из себя в иллюзорные божественные сущности, направить это
лучшее на других людей. Вместо того чтобы любить какого-то выдуманного бога и
поклоняться ему, следует любить и поклоняться человеку и жить по принципу
«человек человеку – Бог».
Основные
термины
АНТРОПОЛОГИЯ
– учение о сущности человека.
ВООБРАЖЕНИЕ
– создание мысленных представлений.
МАТЕРИЯ
– то, из чего вещественно состоит мир.
ОЩУЩЕНИЕ
– отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПРИРОДА
– совокупность всех внешних естественных условий существования человека.
РЕЛИГИЯ
– мировоззрение и система культов, исходящие из существования высших человеку
сил или сущностей.
ФИЗИОЛОГИЯ
– наука о жизнедеятельности организмов.