33. Сознание человека, его структура и
функции.
Сознание - это высшая
интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием
общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении
с помощью языка с другими людьми.
Основными характеристиками сознания
являются:
·
отражение окружающего мира с
помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление,
воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к
расстройству сознания;
·
различение субъекта и объекта
(т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое
происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек -
единственное живое существо, способное к самопознанию ;
·
самооценки своих поступков и себя
в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не
животное, потому что знает, что он животное. Самосознание проявляется в:
познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика),
эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство
собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание,
дисциплина) формах;
·
обеспечение целеустремлённой
деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает
причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель,
учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы,
преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий
мир;
·
наличие эмоционально-оценочных
отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта
характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных
чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания
усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным
стимулом для активизации сознания.
Человек издавна задумывался над тем,
как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут
рядом, как он воспринимает окружающую среду и в то же время осознает, что
многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него, и т.д.
Сознание - это интегральный момент
психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических
актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый сохраняет свою специфику.
Например, сознание сохраняет то, что
является объектом внимания (которое может быть самопроизвольным или
произвольным); напрягая память, мы выполняем действие припоминания и осознаем
его; отыскивая карандаш, мы осознаем действие восприятие и т.п.
Благодаря сознанию человек
приспосабливается к окружающему миру. Объектом осознания является то, что
требует определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом
реальности.
Сознание человека оказывается в его
деятельности. Дело и слово человека является проявлением его сознания. Сознание
в разные моменты жизни индивида и при разных обстоятельствах неодинаково. Об
этом мы говорим, характеризуя поступки и состояния людей.
О низком уровне сознания говорят
тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он
действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности
нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так
делают.
Высокий уровень сознания
характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи,
руководствуясь удаленной и общественно
значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует
и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом
потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен
быть уровень сознания.
Хождение, речь, письмо, чтение,
подсчет - это максимально организованная автоматическая психическая
деятельность. Сначала эти акты осуществляются в результате деятельности
сознания, а в дальнейшем автоматизации, освобождая сознание для дальнейшего,
более совершенного приспособления к окружающему миру.
Не осознаются также так называемые
субъективные реакции, которые предопределяются подпороговыми раздражителями,
некоторые мотивы деятельности и поведения, патологические явления типа
галлюцинаций, грез.
Несознательные проявления в психике
человека несравнимы с животной психикой, поскольку они, как и сознание,
детерминированные общественными условиями существования человека, выступают как
частичное или недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Существуют различные объяснения
проявлений бессознательного. Так, 3. Фрейд* считал, что сфера бессознательного
- это вытесненные, нереализованные стремления человека. Он ввел понятие
"Я" и "Оно", для разрешения которых предложил учитывать
законы их функционирования.
В основу системы, которая отвечает
сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно"
обусловленного принципом удовольствия. Действия "Я" соответствуют
реальности и подчиняются физическим законам, социальным установкам и логике;
"Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и
аффективного характера.
Между "Я" и
"Оно" нет резкой границы. "Я" стремится содействовать
влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия,
которым руководствуется "Оно", принцип реальности. Для психической
деятельности характерны постоянные переходы сознательного в бессознательное и
наоборот.
Примером перехода сознательного в
бессознательное является сон. Различают три разновидности сна: суточный сон,
лишение которого приводит к разрушению нервных клеток, сон, который возникает
под действием однородного раздражителя (например, во время монотонной лекции),
и сон-привычка.
Сон - это особое состояние коры
головного мозга, который сопровождается сложными биохимическими превращениями.
Биотоки мозга во время сна не
исчезают, но увеличивается их амплитуда и уменьшается частота. Сон наступает
тогда, когда высшие отделы центральной нервной системы (кора) и даже средний
мозг тормозятся. Сон выполняет чрезвычайно важную охранную функцию
- предотвращение истощения. Во сне
люди видят сновидения.
Сновидение - это своеобразное
состояние сознания того, кто спит, которое характеризуется появлением более или
менее ярких представлений.
Переход от сна до активного
бодрствования - это переход от бессознательной психической деятельности к
сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека представляет
собой единство сознательного и подсознательного.
*Зи́гмунд
Фрейд (1856 1939) — австрийский психолог,
психиатр и невролог.
Зигмунд
Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа. Среди достижений Фрейда
наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели
психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз
психосексуального развития личности, обнаружение функционирующих в психике
защитных механизмов, психологизация
понятия «бессознательное»,, разработка таких терапевтических методик, как метод
свободных ассоциаций и толкование сновидений.