18)Материалистическое
понимание истории в философии К. Маркса.
В философии марксизма одной из наиболее
обстоятельно разработанных является идея материалистического
понимания истории, или исторического материализма.
Исходным основоположением материалистического
понимания истории является тезис о том, что общественное бытие
определяет общественное сознание.
Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, социальная материя,
которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – осознанное общественное бытие, которое, однако, имеет
по отношению к нему относительную самостоятельность.
Тезис о том, что общественное
бытие определяет общественное сознание, свидетельствовал о
материалистическом характере философии марксизма.
Общественное сознание, будучи вторичным по
отношению к общественному бытию, однако, обладает активностью, внутренней
логикой развития. Эта логика определяется тем, что на новые идеи серьезное
влияние оказывает старый мыслительный материал. Активность общественного
сознания проявляется, например, в том, что в истории человечества революции в
сознании обычно предшествуют во времени социальным и политическим революциям.
В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют то
главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни –материальное
производство и воспроизводство жизни и человека. Это
производство является конкретно-историческим, изменяющимся способом
производства.
Именно способ производства, доказывал К.Маркс,
определяет социальный, политический и духовный процессы жизни
общества. А именно: деление общества на социальные классы, его формы
политического устройства, а также особенности его мировоззрения и духовной
культуры.
Способ производства – единство производительных сил и производственных
отношений. Производительные силы – орудия труда, его средства
и условия и люди, имеющие соответствующую квалификацию и опыт. Производственные
отношения – это экономические отношения между людьми в процессе
производства. Это – отношения собственности, а также обмена, распределения,
потребления и т.д. материальных благ. Для того чтобы производственный процесс
начался, субъект производства должен соединиться со средствами
и орудиями труда.
Орудия труда могут принадлежать обществу, группе,
отдельному лицу. Поэтому именно отношения собственности определяют особенности
отношений производства, обмена, распределения и потребления благ. Социальная,
политическая и духовная структура общества также определяется, в конечном
счете, отношениями собственности.
Производительные силы и производственные отношения
находятся в органической взаимосвязи. Определенному уровню и характеру развития
производительных сил соответствуют конкретные производственные отношения. Эта
закономерность раскрывает механизм исторической смены способов
производства. Производительные силы развиваются быстрее, чем происходит
трансформация производственных отношений. Тогда, доказывал К.Маркс, наступает
эпоха социальной революции, в которую производительные
силы диктуют необходимость изменения производственных отношений,
что, в свою очередь, приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности
общества.
Маркс пришел к выводу о том, что люди, участвуя в
процессе производства, создают не только материальные блага, но и воспроизводят
свою социальность: общественные отношения, они делятся на неодинаковые
по своему социальному статусу группы, формируют особые политические институты.
В конечном счете, в процессе производства люди воспроизводят общество и самих
себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность.
Рассматривая вопрос о строении общества,
его структуре, марксизм оперирует категориями "базис"(совокупность
производственных отношений, экономический строй общества) и "надстройка"( общественное сознание). Надстройка определяется
базисом. Государство, право, духовная жизнь общества относятся в марксизме к
надстроечным явлениям. Конечную причину всех важных исторических событий
марксизм видит по преимуществу в экономическом развитии общества.
Марксу обнаружил общие черты в экономическом базисе
ряда стран и сформулировать идею конкретно-исторического типа общества - общественно-экономической
формации.
Экономическая общественная формация – это особый
исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем
развития производительных сил, характеризующийся особой социальной и
политической структурой. Основа общественно-экономической формации – способ
производства материальных благ.
Смена общественно-экономических формаций (в
марксизме выделяется пять основных общественно-экономических формаций:первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая) представляет
собой естественноисторический процесс.
Ее сторонниками К.Маркс и Ф.Энгельс, как члены
международной организации рабочего класса «Союз коммунистов», создали
величайший идеологический документ своего времени, серьезно влияющий и на
современную историю – «Манифест коммунистической партии».
Анализируя в этом произведении буржуазное общество,
Маркс и Энгельс приходили к выводу о том, что гибель капитализма неизбежна.
Частная собственность на средства производства стала тормозом развития
производительных сил. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть–
гигантские производительные силы, но и породила своего могильщика -
пролетариат. Ближайшая политическая цель пролетариев – завоевание политической
власти.
Учение о классах, классовой борьбе как движущей силе истории составляет
важнейшую часть политической философии марксизма.
Закономерным результатом классовой борьбы
пролетариата с буржуазией Маркс и Энгельс считали установление диктатуры
пролетариата. Именно в ней они видели подлинную демократию для
трудящихся и одновременно орудие ликвидации старых буржуазных
отношений, инструмент построения нового общества.
Маркс не рассматривал свое учение об
общественно-экономической формации как историко-философскую теорию о всеобщем
пути. Подчеркивал, что в различной исторической обстановке одинаковые события
могут привести к совершенно неодинаковым результатам.
Движущей силой исторического процесса являются народные массы. Способы и
результаты действия социальных законов зависят от условий исторического
процесса, уровня сознательности, организованности.
Марксистская социальная философия тесно связана
с концепцией человека. По Марксу, человек таков, каково общество,
позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную
деятельность. Сущность человека заключена не в его природной телесности, а в
социальных качествах, связях и отношениях с другими людьми.
Понятие развития занимает центральное место в
марксистской материалистической диалектике. С точки зрения последней, развитие
есть неотъемлемое всеобщее свойство материального мира.