63.Воспитание как целенаправленный педагогический процесс. Принципы, формы и методы воспитания.

Понятие воспитание может рассматриваться в широком (как социальное явление) и в узком (как процесс) смысле. Воспитание – это целенаправленная педагогическая деятельность, формирующая определенную систему качеств, убеждений, мировоззрения личности. Часто воспитание понимается в еще более узком смысле – например для решения конкретной воспитательной задачи/проблемы.

Сущность воспитания зависит от подходов к определению:

1)      субъект-объектный подход – взгляд на человека как на объект педагогической деятельности (внешнее воздействие/влияние)

2)      субъект-субъектный подход – двухсторонний процесс равноправного взаимодействия педагога и воспитанника (воспитанник как активный субъект воспитания; гуманистические идеи в воспитании)

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. В центре – деятельность воспитуемого по приобретению системы ценностей. Важным условием эффективности воспитательного процесса выступает формирование у воспитанника целостного представления всей иерархической системы ценностей (общечеловеческих, общекультурных, национальных, личностных ценностей).

Структура воспитания:

- Цели (прогнозируемые результаты педагогической деятельности);

- Содержание (идеологическое, гражданское, нравственное, воспитание культуры…);

- Методы воспитания.

Основные принципы воспитания на современном этапе:

- Гуманного отношения и уважения к личности в сочетании с требовательностью;

- Научности;

- Учет природных, возрастных, гендерных, культурных особенностей обучающегося;

- Воспитание личности в коллективе и деятельности;

- Единство целей, содержания, форм, методов воспитания; согласованность требований педагогов.

Основные формы воспитания: массовая (соревнования, правздники), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная.

Методы воспитания - совокупность общественно и научно обусловленных способов достижения воспитательных целей и решения воспитательных задач.

Традиционная классификация методов: убеждения, упражнения и приучения, поощрения, наказания.

Также методы воспитания можно разделить по активности. К наиболее активным относятся: дискуссии, дебаты, диспуты, игровые методы, проект и др.