63.Воспитание как целенаправленный педагогический процесс. Принципы,
формы и методы воспитания.
Понятие воспитание может рассматриваться в
широком (как социальное явление) и в узком (как процесс) смысле. Воспитание –
это целенаправленная педагогическая деятельность, формирующая определенную
систему качеств, убеждений, мировоззрения личности. Часто воспитание понимается
в еще более узком смысле – например для решения конкретной воспитательной
задачи/проблемы.
Сущность воспитания зависит от подходов к
определению:
1) субъект-объектный подход – взгляд на человека как на объект педагогической деятельности (внешнее воздействие/влияние)
2) субъект-субъектный подход – двухсторонний процесс равноправного взаимодействия педагога и
воспитанника (воспитанник как активный субъект воспитания; гуманистические идеи
в воспитании)
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс
взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. В
центре – деятельность воспитуемого по приобретению системы ценностей. Важным условием эффективности воспитательного процесса выступает формирование у воспитанника
целостного представления всей иерархической системы ценностей
(общечеловеческих, общекультурных, национальных, личностных ценностей).
Структура воспитания:
- Цели (прогнозируемые результаты
педагогической деятельности);
- Содержание (идеологическое, гражданское,
нравственное, воспитание культуры…);
- Методы воспитания.
Основные принципы
воспитания на современном этапе:
- Гуманного отношения и уважения к личности в
сочетании с требовательностью;
- Научности;
- Учет природных, возрастных, гендерных,
культурных особенностей обучающегося;
- Воспитание личности в коллективе и
деятельности;
- Единство целей, содержания, форм, методов
воспитания; согласованность требований педагогов.
Основные формы
воспитания: массовая (соревнования, правздники), групповая (кружки,
факультативы), индивидуальная.
Методы воспитания - совокупность общественно и
научно обусловленных способов достижения воспитательных целей и решения
воспитательных задач.
Традиционная классификация методов:
убеждения, упражнения и приучения, поощрения, наказания.
Также методы воспитания можно разделить по
активности. К наиболее активным относятся: дискуссии, дебаты, диспуты, игровые
методы, проект и др.