5. Философия
и другие формы духовной культуры: наука, искусство, мораль, религия.
Духовная культура —
это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному
культурно-историческому единству или человечеству в целом.
·
Наука — это сфера человеческой
деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой
системы на основе экспериментов и рациональных суждений.
Внешним условием для появления науки стало формирование классового
общества, позволившее выделить умственный труд из общей системы разделения
труда в самостоятельный вид человеческой деятельности.
Внутренним основанием для развития науки явилось непрерывное накопление
практических знаний, осмысление которых рано или поздно должно было
потребоваться.
По характеру и методам исследования наука делится на:
— естественные
— общественные
— технические
·
Искусство — это сфера
духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное
постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную
потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых
формах человеческой чувственности.
В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется
с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной
деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда
под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на
преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также
решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних
закономерностей структуры создаваемых произведений.
·
Мораль – это система норм поведения
людей, принятых в обществе. Мораль
возникла как противовес врождённым эгоистичным и агрессивным инстинктам
человека, и основное её предназначение – облегчить совместную жизнь людям. Она
ориентирует людей на принятие во внимание не только своих интересов, но и
интересов окружающих, учит их согласовывать.
Существуют разные концепции происхождения морали:
- Научная концепция утверждает, что уже у
животных есть не только личный, но и видовой инстинкт самосохранения, который обусловливает
взаимопомощь, сотрудничество и даже самопожертвование ради других. На базе
этого социального инстинкта у людей постепенно складывались нормы поведения в
процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном
обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство
сородича, кровнородственные связи, неподчинение вождю во время охоты и др. С
расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат.
talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». Посредством талиона следили за
тем, чтобы месть, считавшаяся обязательной, не превосходила нанесённого
ущерба. В аграрных цивилизациях в середине I
тысячелетия до н.э. появляется «золотое правило нравственности».
- Религиозная концепция происхождения морали утверждает,
что её нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из
нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого Завета: почитай
отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и
др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных
религий.
·
Религия — особая форма осознания
мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод
моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение
людей в организации (церковь, религиозную общину).
Религиозная система
представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к
надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой
человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать
свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим
опытом.
Особую важность для
религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных
представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах,
которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены
непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми,
достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.