13. Учение
о субстанции и становление механистической картины мира в философии и науке
Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).
Субстанция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в
основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и
через другое.
«Субстанция» — философская
категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех
форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от
перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой
себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно
субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь
посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь
сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной
субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым
субстанций много, называются плюрализмом.
В Новое
время понятие субстанции трактуется и распространяется
достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис
Бэкон, Бенедикт
Спиноза, Готфрид
Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики
субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется
как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa
sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление (познавательная деятельность человека) и протяжение*. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму
субстанции рассматриваются концепции Рене
Декарта. У него субстанция представляет собой
единство субъекта и объекта.
*Пространство на уровне повседневного восприятия
интуитивно понимается как место, в котором возможно движение, различные
положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности,
понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все
места и вмещающая объекты и структуры; иногда — как специфическое место, в
значительной мере определяющее сущность происходящих в нём событий.
Механистическая картина мира
К совершенству стремились в XVII-XIX веках
именно частные науки,
которые только-только начинали обретать статус самостоятельности и науки.
Это был
период прорыва их
к новым горизонтам
истин. Классическая механика выработала иные представления о
мире, материи, пространстве
и времени,
движении и развитии, отмеченные
от прежних и
создала новые категории мышления - вещь,
свойство, отношение, элемент,
часть, целое, причина,
следствие, система - сквозь призму которых сама стала смотреть на мир,описывать и объяснять его.Новые представления об устройстве мира привели к созданию и Новой Картины мира - механистической,в основе которой лежали представления о вселенной как замкнутой системе, уподобляемой механическим
часам, которые состоят из незаменимых,
подчиненных друг другу
элементов, ход которых строго
подчиняется законам классической
механики. Законам
механики подчиняются все
и вся, входящие
в состав вселенной,
а, следовательно, законам этим
приписываются
универсальность. Как и в
механических часах, в которых
ход одного элемента
строго подчинен ходу другого, так и во вселенной, согласно
механистической картине мира,
все
процессы и явления
строго причинно связаны
между собой нет
места случайности и все предопределено.