13.      Учение о субстанции и становление механистической картины мира в философии и науке Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

Субстанция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление (познавательная деятельность человека) и протяжение*. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта. У него субстанция представляет собой единство субъекта и объекта.

*Пространство на уровне повседневного восприятия интуитивно понимается как место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры; иногда — как специфическое место, в значительной мере определяющее сущность происходящих в нём событий.

Механистическая картина мира

 

К совершенству стремились в XVII-XIX веках  именно  частные  науки,  которые только-только начинали обретать статус самостоятельности и  науки.  Это  был

период  прорыва  их  к  новым  горизонтам   истин.   Классическая   механика выработала иные представления  о  мире,  материи,  пространстве  и  времени,

движении и  развитии,  отмеченные  от  прежних  и  создала  новые  категории мышления -  вещь,  свойство,  отношение,  элемент,  часть,  целое,  причина,

следствие, система - сквозь призму  которых  сама  стала  смотреть на мир,описывать и объяснять его.Новые представления об устройстве мира привели  к созданию и Новой Картины мира - механистической,в основе которой лежали представления о вселенной как замкнутой системе,  уподобляемой  механическим

часам, которые состоят из незаменимых,  подчиненных  друг  другу  элементов, ход  которых  строго  подчиняется  законам  классической  механики.  Законам

механики  подчиняются  все  и  вся,  входящие   в   состав   вселенной,   а, следовательно,  законам  этим  приписываются  универсальность.   Как   и   в

механических часах, в которых  ход  одного  элемента  строго  подчинен  ходу другого, так и во вселенной,  согласно  механистической  картине  мира,  все

процессы  и  явления  строго  причинно  связаны  между   собой   нет   места случайности и все предопределено.