31. Круги бытия человека. Проблема
духовности и смысла жизни.
Понятие
кругов бытия человека было сформировано философом Николаем Бердяевым. Он
выдвинул тезис о многомерности человека. В различных философских трудах
выделялись разные круги.
Николай Бердяев (род. в Киеве 1874 - 1948) - русский
религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма*.
*Экзистенциализм (от лат. existentia — существование),
также философия существования —
особое направление в философии XX
века, акцентирующее своё внимание на уникальности
бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
Основные круги
бытия человека:
1. Космический –
раскрывает человека как дитя космоса, воздействие космоса на него, и воздействие человека на космос.
2. Биологический связан с его анатомией
и физиологией, процессами питания и пищеварения, дыхания, размножения, органами
чувств и др.
3. Логически-психологический. Его содержание образуют
мышление, память, воля, потребности, внимание, способности, чувства и др. Этот
круг бытия раскрывает логику познания субъектом окружающего мира, а также
психологические особенности личности, которые отражают его индивидуальность.
4. Социальный раскрывает его как элемент
социальной системы, как момент его взаимодействие с окружающим миром. Социальная
сторона в человеке имеет наибольшую динамичность.
5. Духовный раскрывает человека как
существо высокоинтеллектуальное, имеющего ценность(импровизируем).
*Духовность — в самом общем смысле —
совокупность проявлений духа в мире и человеке.
Проблема духовности и смысла
жизни.
Справедливость, свобода и честь,
совесть, мужество, толерантность, доброта, верность – всё это проявления духа.
Без них человек-личность духовно умрёт.
Как писал французский философ А.Камю,
только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не
стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно.
Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько:
·
Приверженцы философии гедонизма и
эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла
жизни и ее высшей цели: первые – достижение максимальных наслаждений, вторые -
достижение счастья.
·
Сторонники утилитаризма считают,
что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека.
·
Сторонники прагматизма утверждают,
что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
·
В современной христианской
православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей
человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и
человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность
становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра,
но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой
природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.
·
Сторонники материалистических
представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их
внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего
с неким мировым разумом, абсолютом или богом.
·
В материалистической традиции
смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его
сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим
развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.