31. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.

 

Понятие кругов бытия человека было сформировано философом Николаем Бердяевым. Он выдвинул тезис о многомерности человека. В различных философских трудах выделялись разные круги.

Николай Бердяев (род. в Киеве 1874 - 1948) - русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма*.

*Экзистенциализм (от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

 

Основные круги бытия человека:

1.      Космический  –  раскрывает человека как дитя космоса, воздействие космоса  на него, и воздействие человека на космос.

2.      Биологический связан с его анатомией и физиологией, процессами питания и пищеварения, дыхания, размножения, органами чувств и др. 

3.      Логически-психологический. Его содержание образуют мышление, память, воля, потребности, внимание, способности, чувства и др. Этот круг бытия раскрывает логику познания субъектом окружающего мира, а также психологические особенности личности, которые отражают его индивидуальность.

4.      Социальный раскрывает его как элемент социальной системы, как момент его взаимодействие с окружающим миром. Социальная сторона в человеке имеет наибольшую динамичность.

5.      Духовный раскрывает человека как существо высокоинтеллектуальное, имеющего ценность(импровизируем).

            *Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и          человеке.

 

Проблема духовности и смысла жизни.

Справедливость, свобода и честь, совесть, мужество, толерантность, доброта, верность – всё это проявления духа. Без них человек-личность духовно умрёт.

Как писал французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько: 

·         Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые – достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья.

·         Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека.

·         Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. 

·         В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы. 

·         Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом.

·         В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.