19)Позитивизм XIXXX вв. о предмете и задачах философии.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный), философское учение, основанное на установке о том, что подлинное, «положительное» (прежде всего, конкретно-научное) знание является высшим типом знания и что классическая философия, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Центральная проблема позитивизма – проблема взаимоотношения философии и науки.

Философия позитивизма, или философия позитивного, была создана французским мыслителем О. Контом(1798-1857) в работах "Курс позитивной философии" (1830-1842) и "Дух позитивной философии" (1844).

Им было предложено разворачивание философии лицом к науке и соответствующая перестройка принципов философского творчества. (Проект онаучивания философии)

В XVI–XVII вв. многие философы Нового времени, воодушевленные успехами науки, разрабатывали планы превращения здания философии в научную мастерскую. Например, Б. Спиноза строил трактат "Этика" с помощью геометрического метода, оперируя аксиомами, теоремами, леммами. Т. Гоббс пытался на принципах механики возвести учение о политике, праве и морали. Конт был сторонником мысли немецкого философа И. Канта о том, что геометр со своим методом в философии может строить лишь карточные домики, а философ со своим методом в математике может породить лишь болтовню.

Если философия будет стопроцентно ориентирована на конкретную науку, то итогом данной ориентации может быть следующее: либо превращение философии в конкретную науку, либо ее возвышение над конкретной наукой в качестве синтеза результатов научного познания, либо устранение философии вообще. Понятно, что превращение философии в науку предполагает также, что оно не будет простым переименованием, но, по крайней мере, серьезным переос­мыслением природы и задач самой науки.  

Своей особой заслугой в философии Конт считал открытие закона трех стадий духовного развития человека. Согласно этому закону, человечество проходит три стадии эволюциитеологическую, философскую (метафизическую) и, наконец, научную (позитивную).

Признаком, по которому можно судить о наступлении позитивной стадии, является доминирование в сознании общества закона постоянного подчинения во­ображения наблюдению. Научным оказывается только то, что доступно наблюдению, а задачей науки является не объяснение, а только описание фактов.

О.Конт был одним из первых мыслителей, связавших социальный прогресс не только с развитием научного знания, с появлением новых наук. Имя Конта сегодня прочно связано с введением в оборот понятия социологии как учения об обществе.

Учение об организации и строении науки французским ученым было названо энциклопедическим законом, или иерархией наук. По его мысли, иерархическая система наук имеет следующий вид: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. 

Методологию определяемому законом подчинения воображения наблюдению, разработал знаменитый английский мыслитель Дж. Ст. Милль (1806-1873) в книге "Система логики". Это была методология опытного познания и индуктивной логики. Подлинно научным методом познания, по мнению Милля, была усовершенствованная научная индукция. Онтологической основой научной индукции является присущее самим вещам сходство. Качества, которыми О.Конт наделял позитивное мышление, а именно: реальность, полезность, достоверность, точность и положительность, - для Милля были ни чем иным, как свойствами продуктивного индуктивного научного мышления.

Контовско-миллевское понимание природы было продолжено в работах английского мыслителя Г. Спенсера (1820-1903). По его мнению, наука имеет дело исключительно с явлениями, причины и основания которых принципиально непознаваемы. Прогресс в общественной жизни является продуктом объединения (интеграции) и разъединения (дифференциации), по существу борьбой за выжи­вание, в которой побеждает сильнейший.

Взгляды Конта, Милля, Спенсера по отдельности раскрывают разные стороны исторически первой формы позитивистской философии. Взятые вместе, они выражают новый тип неклассической философии.

Стержнем позитивизма как философии была ориентация на науку. Идея этой философии - отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (т.е. феноменализм), дополнялось апологией индуктивного мышления (индуктивизмом). Другими ключевыми идеями первого философского позитивизма были идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации.