7. Философия
Древнего Китая.
Китайская философия является
частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Предыстория
китайской философии (до VI века до н. э.)
В древней китайской философии
господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы
полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем
которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие
из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были
полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через
предзнаменования и гадания.
Важнейшим элементом
древнекитайской религии был культ
предков и мифических героев
древности.
Культ
предков — одна из древних и
распространённых форм религии, заключавшаяся в поклонении умершим
прародителям и сородичам.
В это же время, согласно
древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд
философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими
понятиями китайской философии:
- Ши Бо выдвинул понятие гармонии
(хэ)
·
глава придворных
летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век
до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»
- сановник (дафу) царства Чжоу Бо
Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году
до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян.
В VII—VI вв. до н. э. некоторые
философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из
непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в
этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только
объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и
связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями
морали.
Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало
шесть основных философских школ:
- !даосизм (даоцзя): Вселенная
является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека,
прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — тот,
который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы...
·
!конфуцианство (жуцзя):
правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости,
честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование
управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций…
·
моизм (моцзя):
смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости,
все должны печься о взаимной пользе.
·
школа законников («фа-цзя»,
по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и
государственного управления.
·
школа имён (минцзя):
несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.
·
школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы).
НАТУРФИЛОСОФИЯ (философия природы) – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее.
В большинстве школ преобладала практическая
философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности,
управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же
школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других
школ.
Завершение классического периода древней
китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века
до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением
манускриптов.