11. Гуманизм
философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.
К
середине XIV века в Европе появляется новое философское течение - гуманизм,
который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под
названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под
тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко
подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение,
заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому. Гуманизм эпохи
Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего,
умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и
действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому
индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм
эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в
этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в
своих мыслях и поступках.
Новое
философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и
литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века
наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась
накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту
завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали
образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали
изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные
предметы.
Самыми
известными гуманистами итальянского Возрождения являются:
1. Итальянцы
-Леонардо да
Винчи
-Рафаэль Санти
-Микеланджело
Буанаротти.
2. Англичане
-Вильям Шекспир
-Фрэнсис Бэкон
3. …
Все эти великие ученые, просветители, художники
навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека
разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие
поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.
Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил
добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их
развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).
Наибольшую роль в философии эпохи Возрождения сыграли
натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о
крушении схоластических* методов осмысления природы. Наиболее важными
результатами этого естественно научного направления в философии были: методы
экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое**
истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию;
формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение
субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими
качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами
натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание
последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых;
отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность
(деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в
дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в
бесконечном мире.
*Схоластика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia —
«школа») — систематическая европейская средневековая философия,
сконцентрированная вокруг университетов и представляющая
собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотель
**Детерминизм называют учением о том, что
все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни,
определены Богом или явлениями природы (космологический детерминизм)
или специально человеческой волей (антропологическо-этический
детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не
остаётся места.