64. Творческий
потенциал личности, пути и механизмы его развития через систему образования.
Творческий потенциал
– совокупность качеств ч-ка,
определяющих возможность и границы его участия в трудовой
деятельности.
Значимая
характеристика творческого потенциала – креативность.
Креативность
– это:
1) способность
преобразовывать деятельность в творческий
процесс
2) способность замечать
альтернативы
3) умение вникать в проблему
4) способность
оторваться от действительности, увидеть
перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны
Проявлением
творческого потенциала личности являются способности,
одаренность, талант, гениальность.
Свобода личности – важнейшее условие развития
творческого потенциала. Здесь имеется ввиду свобода личности как свобода выбора видов деятельности –
выбор видов занятий не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой
внутренней мотивации.
Очень важно при
организации работы исследовать, какие способности ч-ка являются ключевыми. Это
помогает найти наиболее действенные методы их развития. Работу по развитию творческого потенциала
личности необходимо начинать с диагностики.
На развитие
творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания:
1) использование
нетрадиционных уроков – аукционов,
турниров, конкурсов и др.
2) использование
активных форм обучения – проблемных
лекций, анализа парадоксальных ситуаций, проведение деловых игр и др.
3) проведение интегрированных занятий
4) организация самостоятельной работы учащихся
5) применение рейтинговой системы обучения
6) применение новых технологий обучения и контроля
знаний
Педагог-психолог, куратор
учебной группы и др. в рамках индивидуального
консультирования способствуют развитию
способностей учащихся, успешному самоопределению
с учетом выявленных особенностей.
Любой учащийся
имеет право рассчитывать на место учебы, где может пережить радость достижения,
почувствовать себя победителем.