10. Философия
Средневековья: основные периоды, проблемы и представители.
Философия
Средневековья — исторический этап
развития западной философии, охватывающий период с V по XIV
века. Характеризуется теоцентричность* взглядов и приверженностью
идеям креационизма**.
*Теоцентризм (греч. Theos —
Бог + лат. Centrum —
центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как
абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности
служит почитание и служение Богу, и подражание и уподобление Ему считается
высшей целью человеческой жизни.
**Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis творение) мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Периоды:
1. Патристика (II-VII)
(от греч. πατήρ, лат. pater — отец) - философия и теология отцов
церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII
века.
2.
Схоластика
(VIII-XV) (греч. σχολαστικός —
учёный, Scholia —
«школа») систематическая европейская средневековая
философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Проблемы:
1. Проблема
существования Бога и познания его сущности.
Бог дал возможность человеку познавать природу
силой дарованного ему разума, но сущность Бога человек познать не может. В Бога
можно только верить, а веру дает человеку бог. Вера – это тоже знание, но
знание интуитивное, идущее от сердца, а не от разума, это высшая форма знания.
Бог дает знать людям о себе, своем существовании через божественное откровение.
Учение о божественном откровении – это мистическое учение о том, что человек
может общаться с высшим духом лично через интуицию, озарение, веру.
2. Проблема
отделения науки от теологии (разума от веры).
Первые христианские философы считали, что для
познания Бога и созданного им мира вполне достаточно истин, полученных на
основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства, по их мнению,
стали излишни, когда появилась Библия, другие священные тексты: в их истины
нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям, заблуждениям и
ереси, смертному греху.
3. Проблема
человека.
Для средневекового сознания весь смысл жизни
человека заключался в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Каких бы
социальных и имущественных высот человек ни достиг, перед Богом он предстанет нагим.
Поэтому не о суете мира сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый
человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются улики -
грехи, которые он совершил и в которых не исповедался и не раскаялся. Исповедь
же требует столь характерной для Средневековья раздвоенности - человек выступал
одновременно в двух ролях: в роли обвиняемого, ибо держал ответ за свои дела, и
в роли обвинителя, поскольку сам должен был произвести анализ своего поведения
перед лицом представителя Бога – исповедника.
Представители:
1.
Блаженный
Августин Аврелий (354—430 гг.) —
епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики.
Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианского вероучения в средневековом обществе.
Всё сущее, именно потому
что оно существует, считается благом (добром). Зло — это не материальный
объект, а отсутствие добра. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии
существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую
силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин
считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с
человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный
объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется
между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и
идеей о её создании Богом (креационизм). Философия
Августина очень теоцентрична: в центре её Бог, который находится во взаимосвязи
с миром, им созданным.
2. Фома
Аквинский (1225 или
1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики, в 1323 году был причислен к лику святых. Основным положением его философии является то, что для
спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может
быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для
сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического
познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причём всё это невозможно без
божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие
общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании.
3. Григорий Палама (1296—1359) — Крупнейший
мыслитель палеологовской Византии, в своих трудах давший философскую основу восточной
мистический практики исихазма. Отправным пунктом в философии Паламы служит необходимость
осмыслить опыт познания, заведомо непознаваемого (по сущности) Бога. Его
философское решение состояло в различении сущности и энергий ею порождаемых.
Любая сущность должна обладать какими бы то ни было проявлениями, действиями
или энергиями, иначе эта сущность превращается в несуществующую абстракцию.
Однако энергии не изливаются в тварный мир, подобно эманациям Плотина, постепенно затвердевая, а сохраняются в полноте, и не
нарушают трансцендентности Бога по отношению к миру. Нетварные
энергии это
Сам Бог в Своей обращённости во вне.